Страховой рынок и пути его развития

Страховой рынок - это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них.

Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка, которая характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика так и для страхователя.

Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу- потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя , принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом.

Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан . Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определении его страхового рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые тенденции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться.

Сущность и функции финансов предприятий.

Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.


Функции финансов предприятий.:

Распределительная.
Контрольная.
Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субьектов и государства в целом.
Распределительные отношения затрагивают интересы общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субьектов. Поэтому первостепенная задача - их оптимальная организация. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов. Объективная основа контрольной функции - стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и расходов денежных фондов.

Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса:

производство,
обмен,
потребление.
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субьекта осуществляют:

непосредственно хозяйствующий субьект,
акционеры и владельцы контрольного пакета акций,
налоговые органы,
контрольно-ревизионная служба Министерства Финансов РФ,
коммерческие банки,
независимые аудиторские фирмы.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производственных сил и производственных отношений в обществе.

Предприятие - хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли. По своему содержанию предпринимательская деятельность включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, операции на фондом рынке.

Содержание финансовых отношений, возникающих в процессе его хозяйственной деятельности.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

между учредителями в момент создания предприятия -связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного капитала;

между предприятиями и организациями -связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Эти отношения являются основными ,поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами) -по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

между предприятием и его работниками -при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятий, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

между коммерческими организациями и предприятиями- связаны с эмиссией и размещением ц/б, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

между предприятиями и финансовой системой государства -при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

между предприятиями и банковской системой- в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

между предприятиями и страховыми компаниями;

между предприятиями и инвестиционными институтами- в ходе размещения инвестиций.

Принципы организации финансов предприятий.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах :

Принцип хозяйственной самостоятельности : хозяйствующие субьекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли.

Принцип сбалансированности: реализация этого принципа- одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субьекта. К собственным источникам финансирования относятся : амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.

Принцип материальной заинтересованности: обьективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности- извлечение прибыли.

Принцип материальной ответственности: он означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством.

Принцип обеспечения финансовыми резервами: этот принцип диктуется условиями предпринимательской деятельности ,сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя. Который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того ,в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производственных сил и производственных отношений в обществе.

Выручка от реализации продукции как основной финансовый источник деятельности предприятия.

В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции, работ ,услуг. Результатом их реализации является выручка от реализации продукции , которая поступает на расчетный чет предприятия.

В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики. Законодательство определило 2 метода учета выручки от реализации продукции, услуг:

По мере отгрузки товаров (выполнения работ и услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов.
По мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
Второй метод популярен в России т.к. позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

Выручка от реализации продукции является основным источником возмещения авансированного в производство продукции капитала, его накопления, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли ,нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки возмещаются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационного фонда как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислении на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.

Экономическая сущность прибыли предприятия.

Прибыль - эта важнейшая категория рыночных отношений, она обладает тремя функциями:

экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;
стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль - основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней, приращения капитала хозяйствующего субъекта, социального развития и роста благосостояния собственников. В рыночной экономике одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финанасово-хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация прибыли - это первостепенная задача финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера:

организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью;
конкурентоспособность выпускаемой продукции;
уровень производительности труда;
затраты на производство и реализацию продукции;
уровень цен на готовую продукцию;
и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действует в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствует о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, рост инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Финансовые ресурсы предприятия. Состав и особенности формирования в рыночных условиях.

Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Капитал - это часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота.

Собственные финансовые ресурсы включают первоначальные взносы учредителей и часть денег, полученная в результате финансово-хозяйственной деятельности - прибыль и амортизационные отчисления.

Важным источником финансирования воспроизводства основных средств является : прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления и потребления.

Доля прибыли в источниках финансирования незначительна из-за кризисного состояния реального сектора экономики и низкой рентабельности производства. Одна из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому максимизация прибыли - это первостепенная задача финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние следующие факторы:

организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью;
конкурентоспособность выпускаемой продукции;
уровень производительности труда;
затраты на производство и реализацию продукцию;
уровень цен на готовую продукцию;
и другие причины не зависящие от хозяйственной деятельности субьекта (уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, коньюнктура рынка.)
Основной собственный источник финансирования капитальных вложений - амортизация - денежное выражение стоимости износа ОПФ и нематериальных активов, процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их износа на производимую продукцию, превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Это целевой источник финансирования инвестиционного процесса. Организации имеют право самостоятельно определять срок полезного использования приобретаемого актива, это дает возможность предприятию учитывать высокий уровень технического прогресса и своевременно обновлять основные средства. Самостоятельное определение срока полезного использования обьекта основных средств исходит из ожидаемого срока использования обьекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения, ожидаемого физического износа в зависимости от режима эксплуатации.

Бывают такие способы начисления амортизации:

линейный;
уменьшения остатка;
списание стоимости по сумме числе срока лет;
пропорционально обьему продукции.
Привлеченные источники формирования финансовых ресурсов включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит. Реальная возможность использовать заемные средства - это расширение практики финансового лизинга. Кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных средств - оборудования. Средства иностранных инвесторов - в основном используются путем создания на территории России предприятий с иностранными инвестициями, обьемы привлекаемых иностранных инвестиций невелики. Их сдерживают нестабильность политической и экономической ситуации, отсутствие соответствующих гарантий, высокий банковский процент. Средства федерального бюджета используются государством для решения стратегических социально-экономических задач, структурной перестройки экономики. Они могут быть использованы как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств, аккумулированных в Бюджете развития, осуществляется в случае, если обьекты включены в утвержденный перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Одна из форм воспроизводства основных средств -это капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных средств. Финансирование капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции.
Принципы распределения прибыли предприятия. Управление формированием, распределением и использованием прибыли.

Механизм воздействия финансов на хозяйство находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и предприятием. Взаимоотношения между государством и предприятием по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из нее также выплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды:

накопления - используется на научно-исследовательские работы, проектные, конструкторские, разработку и освоение новых видов продукции, техническое перевооружение и реконструкция действующего производства, на погашение долгосрочных ссуд и уплаты процентов и налогов по ним, финансирование прироста оборотных средств;
потребления - используется на социальное развитие и социальные нужды, pа счет него финансируются расходы по эксплуатации обьектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения;
проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;
выплата премий, оказания материальной помощи;
резервных фондов - он обеспечивает резервный капитал.
В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
При распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов. Объектом распределения прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет в виде налогов. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли осуществляется:

а) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

б) прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление.

Планирование прибыли, методы и выбор путей, обеспечивающих максимизацию прибыли.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь прибыль от реализации продукции, оказания услуг.

Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый обьем продаж. Производственная программа зависит от планового обьема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода.

Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Составляются сметы административных и коммерческих расходов. Формируется план по прибыли от реализации продукции.

Метод прямого счета - компьютерно-ориентированная модель финансового планирования базируется на основном бюджете и включает математические формулы, определяющие взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних и внутренних факторов. В основе метода - поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предусматривает укрупненный расчет по позициям плана. Для расчета прибыли от реализации продукции по укрупненному методу используется универсальная формула:

Рпр=Он+Тпр-Ок,

где Рпр - обьем реализованной продукции,
Он и Ок - остатки готовой продукции на начало и на конец периода,
Тпр - производство товарной продукции.

После расчета по оценкам продаж и полной себестоимости определяется прибыль от реализации как разница между ценой и себестоимостью:

Пр=Врп-Срп,

где Врп - выручка от реализации,
Срп -себестоимость.

Плановую сумму прибыли можно рассчитать:

Пр=Пон+Птп-Пок,

где Пон и Пок - прибыль в остатках готовой продукции,
Птп - прибыль от выпуска продукции.

Аналитический метод (отсутствие инфляции) : Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествовал планируемому, поэтому известны полная себестоимость и обьем выпуска. По ним определяем базовую рентабельность:

Ро=(По/Стп)*100%,

где По - прибыль ожидаемая,
Стп -себестоимость товарной продукции базисного года.

Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании.

В отличие от прибыли организации показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности.

Рентабельность - относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции определяется как:
% отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализации
% отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективность затрат организации.
Рентабельность продаж можно определить как:
% отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции;
% отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
% отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели даю представление об эффективности ценовой политики организации.
Рентабельность производственных активов определяется как:
% отношение валовой прибыли к сумме производственных активов;
% отношение чистой прибыли к сумме производственных активов.
Эти показатели характеризуют степень отдачи от вложенных в производство активов.
Рентабельность вложений определяется как:
% отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу;
% отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу;
% отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества по балансу;
% отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного капитала;
% отношение доходов от долговременных к общему обьему долгосрочных финансовых вложений.
Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений.
Показатели рентабельности являются индикаторами конкурентоспособности предприятия.

Характеристика основных направлений работы финансовой службы.

Финансовая работа организации в современных условиях приобретает качественно новое содержание , что связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшими задачами финансовых служб является не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками. Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота.

Финансовая служба осуществляет следующие функции:

Участие в разработке и исполнении бизнес-плана;
Управление денежными потоками, возникающими в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
Разработку финансовой программы развития;
Определение и разработка кредитной и валютной политики;
Финансовое планирование;
Расчеты с поставщиками, покупателями, КБ, бюджетом;
Обеспечение страхования от финансовых и др. рисков;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности;
Контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств.
В зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться. Предприятия производственной сферы являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.

Финансовый менеджмент - представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли. Обьектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субьекта. Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных потоков, их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

Определение потребности предприятия в оборотном капитале.

Конкретные размеры оборотных средств определяются текущей потребностью и зависят от:

характера сложности производства;
длительности производственного цикла;
сезонности работы;
темпов роста производства;
порядка расчетов и организации расчетно-кассового обслуживания;
финансовых возможностей предприятий;
периодичности и сроков поступления платежей.
Нормируемыми являются собственные оборотные средства, но лишь оборотные производственные фонды обращения, а именно остатки нереализованной продукции на складе предприятий. К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения: товары отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Существуют несколько методов расчета нормативов оборотных средств:

метод прямого счета;
аналитический;
коэффициентный.
Метод прямого счета основан на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается по каждому элементу (частные нормативы) и в целом по нормируемым оборотным средствам (совокупный норматив). Аналитический метод предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Коэффициентный метод основан на определении нового норматива на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции на ускорение оборачиваемости оборотных средств. При этом методе все затраты подразделяют на: зависящие от изменения объема производства; не зависящие от роста объема производства.

Нормы оборотных средств - объем запаса по важнейшим товарно-материальным ценностям.

Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала на предприятии.

Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства и в процессе реализации продукции. Основное назначение - обеспечение непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения.

Оборотный капитал делится на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они материализуются в предметах труда и частично в средствах труда в виде малоценных и быстроизнашиваемых предметов и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, в полуфабрикатах собственного изготовления. Фонды обращения не участвуют в процессе производства, их назначение - обеспечение ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижения единства производства и обращения. Состоят из готовой продукции и денежных средств.

Оборот капитала - движение средств, взятое как постоянный процесс повторения и возобновления. Сами средства - оборотные. Особенностью оборота капитала является то, что он не расходуется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Авансирование означает, что использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения производственного цикла.

Оборотный капитал - это наиболее подвижная часть капитала организации, вложенная в текущие активы. В бухгалтерском балансе оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов организации над ее краткосрочными обязательствами. В практике оборотный капитал иногда называют оборотным фондом предприятия.

Состав оборотного капитала и его размещение по стадиям кругооборота.

Одна часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость в стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся:

готовая продукция на складе;
товары отгруженные;
денежные средства в кассе предприятия и на счетах в КБ;
дебиторская задолженность;
средства в расчетах.
Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие "фонды обращения". Кругооборот - процесс, совершающийся постоянно, представляющий собой оборот капитала. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом, возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности:

Рок=(Прп*100)/Сок,

где Прп - прибыль от реализованной продукции,
Сок - величина оборотного капитала, он характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала.

Длительность одного оборота:

Обок=Сок/(РП/Д)=Сок*Д/РП=Д/Коб,

где РП- обьем реализации,
Д - длительность периода,
Коб - количество оборотов.

Источники формирования оборотного капитала и финансирования его прироста.

Первоначально в момент создания организации формирование оборотных средств происходит за счет уставного капитала. В процессе финансово-хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средств являются:

прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
постоянная минимальная кредиторская задолженность;
банковский и коммерческий кредит.
Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств. Наибольшая доля кредитов выдается организациям, занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше - организациям, занятым промышленным производством. Банковский кредит оформляется кредитным договором. Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже в оговоренные поставщиком сроки.

Вексель - это наиболее дешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств. В настоящее время вексель широко используется для залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок. Процент за пользование краткосрочным банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки ЦБ, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.

Формирование основного и оборотного капитала является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции. В сфере обращения - это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого труда или стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли - превышение выручки от реализации продукции.

Планирование затрат и формирование себестоимости продукции (работ и услуг).

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат осуществляется двумя методами:

По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции.
По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.
Установленные нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

С=Н*В,

где Н- норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;
В- плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана:

Спл=Сф*Впл/Вф,

где Спл - плановая сумма переменных затрат,
Сф - фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде,
Впл - плановый объем выпуска в натуральном выражении, Вф - фактический объем выпуская в отчетном периоде в натуральном выражении.

Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по 1 методу будет = 2 методу. Положительная разница говорит о перерасходе, отрицательная - об экономии.

При планировании постоянных затрат значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска и решаются следующие задачи:

Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;
Расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление с их реальными производственными возможностями.
Для определения минимального объема выпуска продукции используется показатель порога рентабельности:

ПР=Пост затраты/(выручка от реализации-переменные затраты в относительном выражении).

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемый структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и возможностях.

Прибыль как объект налогообложения. Определение размера налогооблагаемой прибыли.

Согласно Закону "Об основах налоговой системы РФ" налог на прибыль определен как федеральный налог. Плательщиками налога на прибыль являются российские предприятия, которые относятся к юридическим лицам. Налогооблагаемая прибыль:

НП=ВП-Дд-Дцб-Ддолуч.-Дпо-Дбо-Дстро -Диб-Пс/х-Похот.п.-Л,

где ВП - валовая прибыль,
Дд - доходы в виде дивидендов по акциям,
Дцб - доходы по гос.ц/б.,
Ддолуч - доходы от долевого участия в деятельности других предприятий,
Дпо - доходы от посреднических операций,
Дбо - доходы от банковских операций,
Дстро - доходы от страховых операций,
Диб - доходы от игорного бизнеса,
Пс/х - доходы от реализации с/х продуктов,
Похотп -доходы от реализации охотохозяйственной продукции,
Л- льготы.

Не подлежит налогообложению прибыль предприятий: производящих детское питание, религиозных в части направляемых на осуществление уставной деятельности, общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности организаций, специальных протезно-ортопедических организаций, прибыль от производства технических средств профилактики инвалидов, от производства продукции народных промыслов, находящихся в регионах, пострадавших от радиации, музеев ,библиотек, театров, зоопарков, парков отдыха, редакций СМИ (образование, наука, культура).

Предоставляются льготы предприятиям, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников., предприятиям, осуществляющим производство и переработку с/х продукцию, медицинскую технику.

Источники налогов:

Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС, акцизы, экспортная таможенная пошлина);
Налоги, включаемые в себестоимость (земельный, на пользователей автодорог), с владельцем транспортных средств, плата за недра, за загрязнение, импортные таможенные пошлины);
Налоги относимые на финансовые результаты деятельности предприятий (на балансовую прибыль), (на имущество, на рекламу;
Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли ( на прибыль, местные налоги).
Помимо указанных делаются отчисления ПФ (28%), ФОМС(3,6). Эти отчисления делаются предприятием от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве. Предприятия тоже начисляют подоходный налог с физических лиц.

Источники формирования основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

Основной капитал характеризует материально-техническую базу, технический уровень производства. К основным фондам относятся материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции в течение периода, превышающего 12 месяцев или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного установленные законом размера ММОТ за единицу.

К основным фондам относятся здания, сооружения, измерительные и регулирующие приборы, ВТ, ТС, инвентарь, скот, насаждения.

Производственные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей (здания, сооружения, машины и оборудование).

Непроизводственные основные фонды включают жилые дома, клубы, санатории, детсады.

Активные Основные фонды - машины, ВТ, приборы, ТС.

Пассивные - здания, сооружения.

Затраты на приобретение основных фондов :

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором организациям за осуществление работ по договору строительного подряда;
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОФ;
регистрационные сборы, гос.пошлины;
затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОФ.
Фондоотдача - отношение реализуемой продукции на рубль среднегодовой стоимости ОФ.

Фондоемкость - отношение стоимости ОФ к стоимости продукции.

Фондовооруженность - стоимость ОФ, приходящаяся га 1 работника.

Источники инвестиций в основные фонды:

собственные средства хозяйствующего субъекта;
привлеченные денежные средства, полученные от эмиссии ц/б, паевых и иных взносов юр. и физ. лиц.;
денежные средства ,поступающие в порядке перераспределения из централизованных инвестиционных фондов концернов;
долгосрочные кредиты банков;
средства иностранных инвесторов;
средства внебюджетных фондов и федерального бюджета.
Экономическая природа ,состав и оценка вложений в основные фонды предприятия.

Часть активов организации, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, представляют собой основной капитал.

Основные средства - это средства, вложенные в основные производственные фонды, т.е. материально-вещественные ценности, относящиеся в средствам труда и используемые в процессе производства в течение периода >12 месяцев, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного ММОТ за единицу независимо от срока их полезного использования. Кругооборот основных средств включает :

износ основных средств;
начисление амортизации;
накопление средств для полного восстановления;
замену основных средств путем финансирования реальных инвестиций.

Незавершенные долгосрочные инвестиции - затраты на приобретение оборудования и вложенные в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.

Нематериальные активы - активы, не имеющие физической, осязаемой формы. Но имеющие стоимостную оценку. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, кругооборот которых аналогичен кругообороту основных средств. Это патенты, торговые марки, объекты интеллектуальной собственности.

Долгосрочные финансовые вложения - затраты на долевое участие в уставном капитале других организаций, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.

Основные способы поступления основных средств в коммерческие организации:

приобретение основных средств путем долгосрочных инвестиций;
передача объектов учредителями АО в счет вклада в УК ;
безвозмездное получение объектов ОС от госуд. органов.
Процесс простого и расширенного воспроизводства ОС и НА осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций. При этом простое воспроизводство означает строительство и приобретение ОС и НА в размерах, соответствующих начисленной сумме износа по действующим ОС и НА.

Основные принципы и задачи финансового планирования.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений. Значение финансового планирования состоит в том, что оно:

Воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей ;

Обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономической пропорции развития;

Предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

Служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Задачи финансового планирования:

Обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;

Установление рационального финансирования денежных отношений с бюджетом, банками, контрагентами;

Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

Контроль за финансовым состоянием , платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

В практике планирования применяются следующие методы :

а)Экономический анализ;
б)нормативный;
в)балансовых расчетов;
г)денежных потоков;
д)метод многовариантности;
е)экономико-математическое моделирование.
Процесс финансового планирования состоит из этапов:

Анализ финансовых показателей за предыдущий период, для чего используются основные финансовые документы предприятия;
Составление основных прогнозных документов;
Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов;
Оперативное финансовое планирование.

 



 

 

 

Hosted by uCoz